Станислав Кузнецов на ПМЭФ-2024: новый фронт борьбы с мошенничеством
- 22 сентября 19:11
- 0+
- progorod
Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов известен своей непримиримой борьбой с мошенничеством.
Под его руководством в «Сбере» создана одна из лучших в мире систем защиты от киберугроз, соответствующая международным стандартам и успешно отражающая даже самые мощные DDoS-атаки.
Банк регулярно делится своим опытом и лучшими практиками на крупнейших отраслевых форумах и конференциях. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) этого года Станислав Константинович Кузнецов выступил с докладом о текущей ситуации с телефонным мошенничеством в России и мерах по борьбе с этой угрозой.
Кто виноват?
Открывая сессию «Нет мошенничеству», зампред Сбербанка обозначил масштабы проблемы телефонного мошенничества в стране. По словам Станислава Кузнецова, ситуация перешла в критическую стадию: в сутки преступниками совершается больше 20 миллионов звонков, и 81% из них — через мессенджеры и облачные АТС. Топ-менеджер «Сбера» подчеркнул, что количество подобных преступлений каждый год увеличивается на 20%, а против россиян работает целая армия из 400 кол-центров.
Еще одна тревожная тенденция — увеличение числа так называемых дропперов, людей, которые специально или невольно помогают злоумышленникам обналичивать украденные деньги. Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы и вовлекают в них все больше участников.
В ходе дискуссии, инициированной «Сбером», Станислав Кузнецов пригласил выступить специалиста, хорошо знакомого с работой преступных кол-центров изнутри. Необычный гость раскрыл схему их работы и рассказал о самых популярных методах обмана. Чтобы продемонстрировать легкость получения доступа к персональным данным, эксперт прямо на сессии с разрешения участников «пробил» их по номеру телефона, используя интернет-базы данных.
Этот наглядный эксперимент в очередной раз доказал, что утечки персональных данных — одна из главных причин, делающих граждан уязвимыми перед мошенниками. Именно свободный оборот личной информации в интернете позволяет преступникам выстраивать правдоподобные легенды и вынуждать людей переводить деньги на подконтрольные счета.
Что делать?
Участники дискуссии на ПМЭФ-2024 сошлись во мнении, что для эффективной борьбы с телефонным мошенничеством необходимы комплексные меры и объединение усилий всех заинтересованных сторон.
В свою очередь, зампред правления Сбербанка Станислав Константинович Кузнецов предложил создать единую систему противодействия мошенникам, в которую вошли бы:
- банки;
- сотовые операторы;
- правоохранительные органы;
- маркетплейсы;
- регуляторы.
По словам Станислава Кузнецова, все участники этой системы должны одномоментно получать информацию о случаях мошенничества, украденных телефонных номерах и местонахождении преступников. Такой подход, по его мнению, мог бы сократить масштаб противоправных действий на 80–90%.
Также зампред правления «Сбера» отметил необходимость законодательных инициатив, регулирующих порядок выдачи сим-карт и ответственность за их неправомерное использование. Он привел пример, когда региональные телеком-компании бесконтрольно продают сим-карты иностранным гражданам по поддельным ID-картам, тогда как Кузнецов считает, что продавать их следует только по паспорту.
Еще одна важная мера — выявление так называемых дропов, людей, задействованных в выводе похищенных средств. По данным Сбербанка, сегодня около двух миллионов человек являются дропами, а деньги выводятся даже через компьютерные игры.
Ответ Сбербанка
Банк уже активно использует передовые технологии для защиты своих клиентов от мошенничества. Во многом благодаря Станиславу Константиновичу Кузнецову в Сбербанке создана уникальная платформа антифрода, которая автоматически отслеживает и блокирует подозрительные активности. По словам Станислава Кузнецова, «Сбер» ежедневно изымает из банкоматов в Москве и области карты, принадлежавшие дропперам.
Для обеспечения безопасности клиентов и самого банка в «Сбере» используется более 100 моделей искусственного интеллекта и пять AI-помощников, которые способны:
- выявлять мошеннические звонки и отвечать на них;
- анализировать возможные риски;
- давать рекомендации по реагированию на угрозы.
Подводя итог, можно сказать, что проблема телефонного и других видов мошенничества в России приобрела угрожающие масштабы. Однако Сбербанк, используя передовые технологии и активно сотрудничая с другими участниками рынка, демонстрирует высокую эффективность в противодействии этому виду преступлений.